Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития в российском обществе происходят сложные и многоплановые изменения, которые, в свою очередь, влияют на систему образования в целом и на школьное образование в частности и совершенствуются в связи с необходимостью удовлетворения меняющихся потребностей. Идет активный поиск новых форм взаимодействия учителей и учеников в соответствии с современными образовательными тенденциями.
Актуальность исследования. Сегодняшний день требует активных форм учебного общения. Как ни парадоксально звучит, методика классического урока обрекает каждого ученика на изоляцию. Чтобы исправить это положение, из всех видов занятий предпочитаю диспут. На уроке-диспуте учитель учит, а ученик учится. Только это происходит в споре, в столкновении мнений. Диспут не просто одна из форм урочной работы, а более высокая духовная форма общения. Здесь школьники приобретают навыки, которые им нужны в жизни: учатся строить свое поведение с учетом позиции других людей, т.е. воспитывают культуру общения в споре, чувство ответственности за окружающих людей.
Целью нашего исследования является рассмотрение основных особенностей проведения урока-диспута на уроках литературы.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать научную литературу по данной теме;
2) рассмотреть сущность урока-диспута;
3) изучить организацию диспута на уроке литературы.
Объект исследования: диспут в современном учебном процессе.
Предмет исследования: анализ специфики организации проведения диспута на уроках литературы.
Методы исследования:
1) произвести теоретический анализ и синтез теоретического материала по данной теме;
2) систематизировать полученный материал в соответствии с заданной темой.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в уточнении содержания понятия «диспут» в выявлении основных форм и методов проведения диспута на уроках литературы.
Практическая значимость состоит в том, что в процессе написания нашей курсовой работы, мы изучили основные методические рекомендации по проведению диспута на уроках литературы, которые помогут быть полезны при проведении уроков в школе.
Наша работа состоит из введения, 3 параграфов, заключения и списка использованных источников.
Понятие и признаки диспута в учебном процесее
В настоящее время учебный диспут, основанный на диалогической позиции, рассматривается как необходимая форма учебной деятельности, побуждающая учащихся к инициативности, самостоятельности, творчеству, исследованиям и, как следствие, накоплению жизненного опыта. Именно в школе формируются первые убеждения, формирующие прочную моральную и духовную основу развивающейся личности.
Как правило, ученикам нельзя разговаривать на уроке. И это правильно, так как в противном случае будет не урок, а самый что ни на есть настоящий хаос, особенно в младших классах. Но в то же время это не дает обучающимся взаимодействовать между собой, обмениваться мыслями, что приводит не только к менее качественному усвоению теории, но и другим, не менее серьезным последствиям, в том числе, неумению объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики, скудности словарного запаса. Отличным выходом из этой ситуации является регулярное проведение урока-диспута.
Диспут - это активный, заинтересованный, оживленный разговор, спор, участники которого стремятся обоснованно выяснить определенные проблемы, решить затронутые вопросы.
Диспут является сложной формой проблемно-ценностного общения, способствующей развитию социальной компетентности обучающихся. Цель диспута - создание условий для формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской и других компетентностей обучающихся [2].
Помимо качественного усвоения теории, развития умения объяснять – связывать несколько мыслей в одну с применением принципов логики, расширения словарного запаса, возможности проявить активность тем, у кого есть знания, но не хватает смелости, чтобы об этом сказать, рассматриваемый нами урок способствует:
• объективной само- и взаимопроверке;
• уважительному отношению к другим, чтобы они ни говорили;
• проявлению творческих способностей;
• ответственности;
• любви к труду [9].
Основная ценность урока-диспута в том, что он формирует диалектическое мышление школьников. Но такие уроки позволяют решить множество других педагогических задач. Во-первых, они вовлекают обучающихся в непринужденную живую беседу, что помогает избежать формализма в знаниях. Во-вторых, они учат высказывать и доказывать свое мнение. В-третьих, они учат диалогу, то есть учат погружаться в аргументы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, которые помогут выявить неверные утверждения, искать контраргументы и спокойно их приводить, а это все важно для нас сейчас в современных условиях свободы слова и плюрализма мнений. В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал по предмету, и поэтому при подготовке к уроку-диспуте ученик будет повторять пройденное и читать дополнительную литературу. В-пятых, споры в классе активно помогают трансформировать знания в убеждения [7].